Накануне очередной поездки в Японию для обучения на Тойоте разбирал фотографии из предыдущих посещений Страны восходящего солнца. Тойотовцы всегда в обучении и в работе — на производстве и в аудитории — используют флип-чарты, доски или просто бумагу для визуализации своих мыслей, предложений. Конечно, образец для подражания – президент и основатель компании «Тойота инжиниринг корпорэйш» Тосио Хорикири. Побывал с ним в более чем 20-ти российских городах как для проведения открытых и корпоративных семинаров-тренингов, так аудитов производственных систем. Любую мысль он практически сразу же воспроизводит маркером на доске и всегда в графическом виде.
Вдруг поймал себя на мысли – насколько много различных видов и направлений визуализации Японии в повседневной жизни, а не только на производстве. При этом содержание понятно и ясно – без излишних комментариев – для всех потребителей этой информации. Говорят, что зрение обеспечивает человек до 90% информации.
В первую очередь, касается витрин ресторанов. Выставленные на входе муляжи в натуральную величину дают ясное понимание, что это за блюдо, какого размера, как называется, сколько в нем калорий и самое главное – хочу ли я это съесть. И никаких загадок, что это за салат «Восточная сказка» и суп «Китайский бриз».
Еще примеры – раздельный сбор мусора и урны для него. Когда жил в Японии, мы весь мусор сортировали на 7 видов (сгораемый, несгораемый, пластик, бумага, стекло, алюминиевые банки, неразборные предметы, например, устаревшие электроприборы ) и должны были выносить его в определенное место в определенные часы и дни недели.
Вот еще пример – как организована пока еще практически не встречающаяся у нас заправка для электромобилей.
На станции токийского метро.
В целом же, если обобщить, то для чего нам нужна визуализация, то, как мне видится, основные цели ее в следующем:
И на последок задача – угадайте, что и какое заведение рекламирует данная вывеска. Приз – 10 % скидка на семинары Центра «Кайдзэн».
Удачи всем!
Алексей Суханов