Center Kaizen > База знаний > Публикации > Стажировка в Японии

Как и обещал – мои впечатления от посещения 11 японских предприятий и о том, как они живут в духе Кайдзэн каждый день. Сразу хочу пояснить, что 11 компаний мы посещали двумя группами – одни работали по направлению «Кайдзэн производственного процесса», другие «Кайдзэн посредством инноваций». Вечером мы встречались и обменивались мыслями и фотографиями компаний, где можно было фотографировать.

Начну свое повествование, как и положено, с теоретической части. По программе стажировки директор Института исследований укрепления конкурентоспособности организаций г-н Като Харунобу прочитал нам лекцию по теме «Роль кайдзэн в управлении предприятием». Пару слов о содержании лекции и о лекторе:

Свой опыт г-н Като приобрел в компании «Фудзи Ксерокс» и по настоящее время продолжает заниматься обучением и внедрением принципов кайдзэн в японских компаниях.

Г-н Като считает, что сам термин «Кайдзэн» — это на сегодняшний день уже бизнес-термин, который пришел в Японию более 100 лет назад из Китая и означал – улучшение текущего состояния тех или иных предметов. Сейчас все Кайдзэн знают, как слово состоящее из 2-х иероглифов и в переводе с японского языка означает (со слов г-на Като): «Кай» — «изменения» и «Дзэн» — «хорошо».

Для справки: наше определение «Кайдзэн» в переводе с японского языка

История развития Кайдзэн в Японии:

1945 год – в Японии главенствует армия США и промышленность разрушена – продукция низкого качества

1950 год … — обучения японцев американскими специалистами методам статистического контроля качества – методы SQC (system quality control)

1950 – 1980 год – работая с SQC, японцы поняли, что нужно делать, для того чтобы их продукция стала конкурентоспособна на мировом рынке. Японские компании стали улучшать свои процессы по всем направлениям

1980 год … — происходит переход к общему контролю качества – система TQS (Total quality control)

Учреждаются премии за лучшее качество в США, Японии, Европе и до конца 20 века японские компании живут и работают по единым подходам, используя 7 инструментов QC (Quality control) для создания конкурентоспособной продукции для всего мира. Движущей силой Кайдзэн на тот момент в Японии были Союзы ученых и инженеров страны.

20 век – единый и системный подход к применению Кайдзэн в компаниях для создания конкурентоспособной продукции высокого качества

21 век – предприятия применяют Кайдзэн в индивидуальном порядке под конкретные цели и задачи в условиях быстро изменяющейся внешней среды. Важно для японцев и руководителей компаний:

  • на сколько каждый сотрудник понимает изменения внешней среды – спрос и поведение клиентов
  • изменения, проводимые каждым японцем, развивают всю страну
  • на каждом рабочем месте сотрудники знают свои индивидуальные цели и как они влияют на общий результат компании

Уроки из опыта изменений в компании «Фудзи фильм»:

  • Важно готовиться к изменению внешних условий
  • Для реализации необходимых изменений важны заинтересованность (желание) и умение достигать поставленных целей
  • Для реализации изменений необходимо выделять ресурсы (как инвестиция в будущее)
  • Для создания ресурсов для осуществления изменений необходимы изменения для повышения производительности текущей деятельности (устранение потерь)
  • В рамках подходов к изменениям нет смысла разделять Кайдзэн и реформы
  • Компания не сможет выжить, если на всех своих уровнях и областях не будет меняться в соответствии с внешними изменениями

И САМОЕ, САМОЕ, САМОЕ ВАЖНОЕ:

ЛИЧНАЯ АКТИВНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ И УЧАСТИЕ ПЕРВЫХ ЛИЦ КОМПАНИИ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В КАЙДЗЭН-РАБОТЕ

В завершении лекции мы поработали в группах по принципам Кайдзэн и отправились на предприятия с понедельника по четверг включительно

Посещение 11 предприятий — кратко о каждом. Фотографии только с тех компаний, где можно было снимать и с презентационных материалов! АО – акционерное общество.

  1. АО «Яматоя»— основана в 1892 году и является одним из старейших производителей сумок в Японии. Фишки: чистота рабочих мест – каждый день с 8:45 до 9:00 все сотрудники прибирают свои рабочие места и закрепленные территории. Сам хозяин компании ежедневно убирает мужской туалет на третьем этаже, кроме этого чистота поддерживается везде в компании по принципу «После тебя другому человеку должно быть приятно и удобно».

Руководитель работает с коллективом под девизом «Люди развиваются, когда думают, а не когда жалуются». Предложения оцениваются в баллах: 1 балл — незначительно предложение, 5 баллов – хорошее предложение, S – крутое предложение (есть понятный экономический эффект) и следует вознаграждение за 1 балл – 100 йен, за 5 баллов – 1000 йен и за категорию S – 10000 йен. Клиент превыше всего!!! — в лаборатории на фото исследуют любые вопросы, поступившие от клиентов, чтобы в будущем устранить данный вопрос

  1. АО «Гантан Бьюти»— основана в 1971 году и занимается изготовлением кровельных покрытий и ремонтом крыш, а также установкой солнечных батарей и т.п. Примеры кайдзэн:

Кайдзэн в компании направлен на сокращение сроков монтажа кровли и общих сроков строительства, снижение затрат на выполнение данных работ и конечно стремление к безупречному качеству выполнения работ. Результаты за последние 5 лет: сокращение общих сроков выполнения работ — на 2 месяца; сокращение затрат на установку строительного каркаса (по нашему — установка лесов) — на 80%. Управление качеством изготовления кровельных материалов, подача предложений, проведение на регулярной основе конкурсов по 5С.

  1. АО «Футмарк»— основана в 1946 году – разработка, производство и продажа товаров/инвентаря для плавания и физкультуры в школах. Место для поддержки творческого полета мысли и решения любых возникающих вопросов в дружеской атмосфере взаимопомощи

Основной принцип Кайдзэн в компании заключается в реализации «позиции 1/1» — любая идея начинается с вежливого и внимательного выслушивания мнения отдельного человека: клиента, сотрудника, поставщика, подчиненного. Результат — компания стала официальным поставщиком продукции под брендом NIKE и постоянно стремиться к большему!

  1. АО «Хаяси Содзи»— основана в 1981 году – производство продукции для ж/дорог Японии: стрелки и другие детали для железнодорожного полотна и т.п. Кайдзэн в повышении эффективности управления компании. Монополист рынка Японии

Четкое выполнение стандартов качества и постоянное движении к совершенствованию своих процессов дает возможность компании чувствовать уверенность в долгосрочном периоде — компания является основным поставщиком комплектующих для железных дорого Японии

  1. АО «Пана Кемикал»— основана в 1976 году – переработка и продажа пластикового сырья с территории более 2000 компаний Японии – сокращение площадей, занимаемых отходами в 50 раз и более. Начинали с рыбного рынка в Цукиджи, Токио.

Пожалуй, самый яркий и эффективный пример Кайдзэн-аутсорсинга: за счет внимательного отношения к окружающему миру, компания смогла реализовать идею, которая в будущем стала востребованной. Услуга работает в качестве кайдзэн-предложения от внешней среды — «Решение, как избавиться от крупногабаритных пластиковых отходов в кротчайшие сроки и на долгие годы — эффект: свободные площади!

  1. АО «Акюрэйт»— основана в 1985 году – производство и продажа механических стандартизированных деталей: ультапружин для самолетов Boing и Airbus. Проектирование высокоточных пружин, продажа датчиков.

Ценность в том, что компания, производящая свою продукцию на чужих заводах, способна обеспечить стабильное качество и четкие сроки поставки. С этой целью компания ежедневно стремиться ликвидировать всевозможные проблемы и потери, которые встречаются на пути.

  1. АО «Санью Кенсэцу»— основана в 1950 году – общее строительство, производство металлических изделий: тормозные колодки для ж/д транспорта, детали для автомобилей и экскаваторов, изготовление штамповой оснастки и т.д.

В настоящее время Кайдзэн в компании направлен на стабилизацию высокого уровня качества. Цель: недопущение повторения появления дефектной продукцией в производственном процессе. Достижение: отгрузка готовой продукции точно во время своим клиентам и как следствие работа в условиях стабильно растущего рынка

  1. АО «Сокоса Инсатсу»— основана в 1946 году – издательство, дизайн, фотография, печать – полный цикл полиграфических услуг.

Работа по системному управлению качеством каждого экземпляра печатной продукции — исполнение QMS (Quality Management System). Результат: за последние 10 лет снижение количества претензий от клиентов 2 раза (не более 5 в месяц) и сокращение внутреннего брака в 5 раз (в среднем не более 10 случаев в месяц). В поддержку системы управления качеством ведется активная работа по 5С, выявлению и устранению потерь, а также вовлечение всех сотрудников в работу по развитию компании через подачу предложений по улучшению.

  1. АО «Ориентал Инжириринг»— основана компания в 1952 году. Производит оборудование для термической обработки и оказывает услуги по термической обработке деталей. Одно точно – чище помещений по термической обработке я пока не видел. Максимальная визуализация трубопроводов, кранов, датчиков и т.д. с точки зрения внедрения инструментов TPM (всеобщее обслуживание оборудования)
  1. АО «ТОТО»— символ ванной комнаты на самом высоком уровне – ведущий японский производитель санитарной керамики – основана в 1917 году. ТОТО – это кайдзэн в отношении к жизни, к человеку, к чистоплотности, к бережному отношению к природе и ресурсам.

  1. Завод Ниссан в Йокогама– основан в 1933 году – посетили завод по производству двигателей внутреннего сгорания MR, на котором используется большое число роботов и уровень автоматизации составляет 40%. По размеру и по рейтингу компания Ниссан занимает уверенное 2-е место в Японии после Тойоты и т.к. я в 2014 году был на одном из заводов Тойота в Японии, могу с уверенностью сказать, что и по уровню развития Производственной системы (в т.ч. и уровня внедрения Кайдзэн) Ниссан находится на 2-м месте и до Тойоты ему еще расти и расти…

В любом случае, лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать, но надеюсь данная информация будет полезной для читателей нашего сайта…

В завершении самое важное:

— любой кайдзэн начинается тогда, когда вы знаете куда вы идете и зачем, т.е. есть четкие и понятные цели в условиях быстро меняющейся внешней среды

— руководители занимают активную позицию и ведут работу по продвижению кайдзэн в их компаниях

— ментальность здесь не причем – в Японии есть и грязные рабочие места, и разбросанный инструмент и ржавая оснастка —

японцы такие же люди с головой, руками и ногами – только одни японские компании аутсайдеры и о них знают лишь в Японии, а другие высокоэффективные мировые бренды…

Кайдзэн для тех, кто стремиться к лучшему, знает что хочет и создает для этого все условия…- живет и работает с душой и получает от этого удовлетворение!

Японским бизнесом в свою очередь движет три главные цели:

  1. Удовлетворение клиентов – Клиент превыше всего
  2. Удовлетворение сотрудников – уважение к человеческой личности, доверие и командная работа
  3. Социальная ответственность – вокруг любой компании есть мир, к которому она трепетно относится…

 

Для «Кайдзэн» необходимо время!

Достаточно предоставить его один раз!

Об этом и о многом другом Вы можете узнать, посетив наши семинары!

Ближайший пройдет в Санкт-Петербурге с 10 по 12 ноября 2015 года.

Японцам свойственна точность, чувство осознания того, что они делают и простота…

И это прослеживается во всем — ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ЯПОНИЮ!

С уважением, Александр Ширинкин

Последние публикации
Ассессмент и развитие компании При обучении и развитии сотрудников компании часто смещают акцент на профессиональные компетенции (hard skills),забывая о том, что если не прокачивать необходимые для данной должности личностные компетенции, то даже при высоком уровне экспертности, сотрудники будут неэффективны при выполнении поставленных задач.
«От эффективных лин-процессов- к идеалам операционной системы» Итоги международной лин-конференции
Наведение порядка и чистоты на рабочих местах. 1968 год. Из далекого 1968 года. Глава из книги «Культура и научная организация труда на рабочем месте», Б.И. Тенета, 1968 год.