Центр Кайдзэн > База знаний > Публикации > Кайдзен-туризм: увидеть «изнанку» ведущих компаний

Промышленный туризм –  новое для постсоветской экономики явление, характерное прежде всего для западных стран, где в основе индустрии лежат принципы открытости и лояльности. До недавнего времени в России было не принято делиться своими наработками и обмениваться опытом, так как считалось, что подобные действия представляют угрозу роста недобросовестной конкуренции. Однако современная реальность вносит свои коррективы, и нестандартные технологии выживания в экономике становятся все более востребованными.  Одной из таких «новинок» стала идея совместить туризм и промышленность.

Что же представляют собой подобные «экскурсии»? С одной стороны, возможность перенять бесценный опыт других предприятий. С другой, довольно эффективную и ненавязчивую рекламу, где максимально открыто и доступно демонстрируется большинство производственных процессов. Одновременно происходит рост потребительской лояльности, ведь участники тура своими глазами могут оценить реальное положение вещей в компании: результативность используемых технологий, прозрачность управления производством и отношения в рабочем коллективе.

photo_2022-09-07_17-32-36

Преимущества промышленного туризма

Промышленные экскурсии являются отличным инструментом для вовлечения персонала принимающей компании и предприятия визитера. Гости компании обращают внимание на чистоту в цехах, презентабельный вид технологического оборудования и опрятность рабочей формы сотрудников. Благодаря такому пристальному вниманию у работников принимающей компании повышается мотивация и появляется желание не ударить в грязь лицом.

Кроме того, промышленные экскурсии позволяют вести открытую коммуникацию с потребителем и дают возможность создать позитивный имидж лидера рынка, представить аудитории «региональный бренд». По итогу от такой публичности выигрывает не только само предприятие, но и отрасль в целом.

 

photo_2022-09-07_17-32-36-2

Кайдзен-туризм

Эксперты «Центра «Кайдзэн» решили добавить в это уравнение с двумя уже известными величинами – промышленность и туризм, еще одну – методологию повышения эффективности Кайдзен. Таким образом, получился проект, позволяющий обмениваться опытом применения наиболее результативных методов управления. При этом посещение исключительно смежных по отрасли предприятий не является обязательным условием. Зачастую удачные идеи и решения находятся в абсолютно несвязанных сферах.

Опираясь на основной принцип «Кайдзен», «бережливые» предприятия проводят все улучшения через призму удовлетворения потребностей клиента. Изучение опыта других компаний позволяет проанализировать свою работу и, используя лучшие практики, не только снизить себестоимость продукта или услуги, но и значительно повысить качество.  

Суть концепции Кайдзен — небольшие, но постоянные улучшения, которые абсолютно невозможны без знания рынка и без наличия идей.  Кайдзен-туры позволяют вдохновиться достижениями других компаний, узнать о совершенных ошибках и путях, которые не стоит выбирать. Кроме того, открытое признание проблем позволяет принимающему предприятию сфокусироваться на движении вперед и самосовершенствовании.

Кайдзен-культура предполагает открытость и внутри компании, а значит любое предложение, жалоба или замечание должны быть услышаны и, по возможности, отработаны. Кайдзен-туризм позволяет показать сотрудникам, что ими гордятся и их ценят, так как зачастую только уверенные в своих сотрудниках руководители приглашают на производство гостей.

photo_2022-09-07_17-32-21
Так формируются поддерживающие взаимоотношения внутри коллектива: «Я буду открыто говорить о своих победах и неудачах, а ты прояви лояльность и покажи нашу компанию с лучшей стороны». Это взаимовыгодное сотрудничество руководителя и персонала невозможно без вовлеченности в работу и хороших взаимоотношений. Личный опыт каждого сотрудника становится достижением всего предприятия.

Важно отметить, что наш проект направлен в первую очередь на развитие Кайдзен-культуры в России. Мы верим в то, что опыт других компаний может не только помочь вырасти, но и помочь избежать серьезных ошибок. Рост производительности предприятий прежде всего способствует укреплению рынка и не должен рассматриваться как угроза. Напротив, это только подстегнет к развитию и процветанию отстающих, а «продвинутые» участники рынка смогут повернуться в сторону новых направлений развития.

Компании для тура подбираются с учетом опыта внедрения тех или иных Кайдзен-технологий и концепции бережливого производства в целом. Интересно, что экскурсантам важен не только успешный опыт, но и неудачные попытки, даже провалы. Поскольку именно эти примеры позволяют сделать выводы о том, какие инструменты и методики могут помочь в ситуации кризиса.

photo_2022-09-07_17-33-15-2

Также важным критерием для выбора компаний является их территориальная и отраслевая смежность. Долгие переезды отнимают драгоценное время, а полярно разные производства, например, металлургия и пищевая промышленность, не всегда могут быть интересны для совместного посещения.

В расчет берется и продолжительность тура, так как, по нашему опыту, длительные командировки (три и более дня) не столь востребованы в стремительно меняющемся мире. Поэтому мы выбрали двухдневный формат микропогружения в макродостижения.

Каждую группу сопровождает специалист Центра, который не только помогает решить организационные моменты, но и фиксирует замечания по ходу поездки, запоминает и прорабатывает интерес экскурсантов и принимающей стороны в том или ином инструменте развития. В дальнейшем эти замечания ложатся в основу индивидуальных предложений и превращаются в конкретные рекомендации.

photo_2022-09-07_17-32-36-3

 

Исходя из опыта проведенных экскурсий, мы уже можем сделать определенные выводы, и, отвечая принципу открытости, делимся с Вами нашими наблюдениями:

  1. Прежде чем предлагать конкретную компанию к посещению, необходимо пошагово обсудить с представителем производственной площадки весь процесс экскурсии: кто именно едет, из каких отраслей, что хотят увидеть и каким опытом гости могут поделиться с принимающей стороной. Не довольствоваться формальным обменом документами, а именно проговорить и прописать все значимые моменты.
  2. Сопровождающий группы должен понимать цели и задачи поездки каждого участника, чтобы фокусировать и направлять экскурсовода и участников.
  3. Не следует завышать ожиданий клиента при продаже, но нужно предусмотреть приятные бонусы – дорожные игры, памятные подарки и пр.
  4. Многие компании сейчас вступили в программу промышленного туризма и выстраивают свои экскурсии по технологическому процессу. Нашим же клиентам ценно увидеть именно «бережливый» опыт и получить обратную связь по внедрению Кайдзен-культуры. Таким образом, необходимо переориентировать компании с технического процесса на «гембу». Так мы сохраним суть экскурсии по рабочим местам, но при этом рассмотрим с разных ракурсов. В первом случае, как часть рабочего процесса, узел, фактический функционал, во втором – как часть производственной системы, место роста или узкое место.
    Экскурсии проводятся не с позиции «эта продукция проходит данный путь», а с позиции «на этом участке для снижения простоев мы применили конкретные технологии, а здесь информационный стенд для работников, визуализирующий плановые показатели».
  5. Наши клиенты не аудиторы и не надзиратели, они готовы услышать и рассказать о Кайдзен-опыте, генерировать новые идеи здесь и сейчас, на волне впечатлений после экскурсии. Важен самоконтроль, уважение себя, своих коллег и принимающей компании.

photo_2022-09-07_17-32-21-2

Кайдзен-тур будет полезен Вам, как принимающей стороне, если:

— Для Вас важно стать интереснее и привлекательнее для клиентов;

— Вы открыты для диалога и готовы делиться опытом компании;

— Вы ждете новых идей и партнеров.

 

Кайдзен-тур будет полезен Вам, как экскурсантам, если:

— Вы готовы развиваться и повышать эффективность компании и собственную результативность;

— Вы хотите обмениваться опытом и открыты новым знаниям;

— Вам интересно посмотреть на свою производственную систему через призму наработок коллег по цеху;

— Вы открыты новым нестандартным подходам и готовы идти на риск, но с уверенностью, «Раз у них получилось, мы сможем тоже!».

Ежемесячно мы готовим новые туры для Вас, где развиваем Кайдзен-туризм и эффективный бенчмаркинг по всеобщему повышению производительности. Приглашаем Вас присоединиться к новым открытиям и знакомствам:
🔗 https://clck.ru/32UecT
📧 tps@center-kaizen.ru
☎️ 8 800 333 22 90

Последние публикации
Конфликты: как избежать разрушительных ссор Конфликты являются неотъемлемой частью жизни человека в социуме и его взаимодействия с другими людьми. Они возникают повсеместно и могут подстерегать каждого из нас где угодно: на работе, в школе и институте, в магазине, общественном транспорте или даже дома. В этой статье мы расскажем как распознать конфликтные ситуации и нейтрализовать их.
Мы запустили проект Самодиагностики! Проведите самостоятельную оценку Вашей производственной системы и получите развёрнутый результат в соответствии с принципами Мирового Сравнительного Анализа (Global Bench Marking - GBM)