Здравствуйте, уважаемые друзья!
Разрешите начать серию статей, посвященных важной теме — Производственное планирование.
Мало кто рискует осветить данную тему в экспертных кругах. Я попробую.
Производственное планирование — это процесс. У каждого процесса есть свой управленческий цикл, который строится по принципу PDCA. Мы планируем, исполняем, проверяем и наконец стандартизируем. И производственное планирование здесь не исключение. Компании, которые научились этим процессом управлять, легко справляются с изменяющимися потребностями на рынке.
Для того, чтобы нам понять зачем мы это делаем давайте вспомним про нашего клиента. Мы управляем процессом планирования для того, чтобы наш клиент получил вовремя необходимый объем продукции с нужным качеством. А конечный результат – это процветание Вашей компании!
В этой серии статей мы будем идти от общего к частному. И я обещаю, что в завершающей части Вы удивитесь простому решению по организации такого сложного процесса как Производственное планирование!
Есть условное разделение на объемное, календарное, оперативное планирование.
В самом начале нам необходимо понимать какой объем заказов на год мы получили. Это поможет спланировать бюджет на закуп необходимого сырья, оборудования, оснастки, спланировать найм необходимого персонала.
Одним словом, нам нужно понимать объем того, что мы будем производить в течении года, двух, трёх лет. Здесь горизонт планирования можно не ограничивать.
Далее, нам нужно с вами понимать как мы этот план будем исполнять в течение года?
Для этого существует календарное планирование.
Здесь мы определяем ассортиментный план продаж на месяц, может быть на два для того, чтобы понимать, что нам производить именно в этот период. Формируем план запуска изделий в производство, чтобы успеть к датам выпуска, исходя из длительности технологических процессов.
Это все можно отразить определенным графиком на листе, к примеру, или в электронной какой-то форме, где мы увидим, когда что нам необходимо начинать производить, чтобы ко времени продажи у нас этот продукт был на складе.
Далее не обойтись без оперативного плана.
Каждый участок, каждое рабочее место, каждый работник должны получить задания допустим на одну рабочую смену, что позволит выполнить календарный план.
Сменные задания необходимо между собой согласовывать, иначе мы можем столкнуться с такой проблемой как «узкое место». Допустим это у нас оборудование. Изделий, которые нужно произвести на нем будет много и произвести всё в срок не успеем.
Исходя из ограничений мы формируем загрузку данного оборудования таким образом, чтобы наши корзина заказов выполнялась вовремя и в нужном объеме.
«Узкие места» в производстве называются «критическим путем».
Многие компании планируют только по «критическому пути» — это не ошибка — это нормально. Все остальные детали, которые будут производиться, имеют меньшее время цикла производства, и мы понимаем, что они успеют подойти к месту сборки вовремя. Важно понимать критический путь и его длительность. Именно он будет определять конечную дату начала сборки.
Друзья! Планы, которые мы формируем должны быть максимально точными.
Следующая статья в данной серии будет посвящена тому, как сформировать качественный план и что для этого необходимо сделать.
Следите за публикациями!
Примечание редактора: совсем недавно у нас прошел вебинар Евгения Сидунова по теме производственного планирования. Он вызвал большой интерес у аудитории. Предлагаем вам посмотреть его по ссылке: https://youtu.be/chHPgjXLPmQ
Об авторе:
Евгений Сидунов, эксперт Центра «Кайдзэн». В 2002 г. закончил Тольяттинский государственный университет, Тольятти, Инженер-технолог сварочного и литейного производства. |