Глава из книги «Культура и научная организация труда на рабочем месте», Б.И. Тенета.
Эта работа не требует никаких затрат и поэтому должна быть проведена сразу после информации, докладов и лекций. Она является завершающим этапом подготовительной работы и первым практическим шагом коллектива в направлении повышения культуры труда.
Каждый рабочий должен критически просмотреть свое рабочее место и выполнить следующее:
1.Проверить инструмент и приспособления, хранящиеся на рабочем месте в ящиках инструментального шкафа, тумбочки или верстака, после чего весь негодный инструмент и приспособления сдать в металлолом; годный инструмент и приспособления, применяются редко, не используются для выполнения закрепленных операций или являются запасными, сдать в цеховую кладовую; оставить минимальное количество необходимого инструмента и приспособлений и разложить их аккуратно, в строгом порядке, в ящиках инструментального шкафа или верстака.
2.Удалить с рабочего места все не нужные для трудового процесса предметы (ненужная тара, ящики, старые приспособления, бракованные детали);
3.Просмотреть существующую планировку рабочего места и расставить предметы оргтехоснастки таким образом, чтобы рабочему было удобно работать и не делать лишних движений.
4.Отремонтировать все предметы оргтехоснастки с помощью цехового механика, заново покрасить ее и привести в аккуратный вид.
5.Сделать генеральную уборку своего рабочего места и в дальнейшем строго поддерживать чистоту и порядок; с помощью механика цеха принять меры к устранению течи масла и охлаждающей жидкости.
6.Внести свои предложения по лучшей организации рабочего места и передать их в цеховую комиссию по культуре труда.
Большую помощь рабочему в организации рабочего места должны оказать мастер, технолог и цеховая комиссия по культуре труда.
Цеховая комиссия должна содействовать ликвидации захламленности рабочих мест. Решающая роль принадлежит также начальнику цеха; от его требовательности во многом зависит чистота и порядок в цехе.
Начальники цехов должны еженедельно обходить рабочие места, проверять состояние инструментальных шкафов, верстаков и требовать порядка в хранении инструментов и приспособлений, и чистоты на рабочих местах.
Существует и другой порядок контроля за рабочими местами, — когда ответственность за состояние рабочих мест возложена на мастера (Школа Мастеров). В конце недели мастер должен сдать свой участок начальнику цеха. В этом случае начальник цеха на выборку проверяет состояние рабочих мест. В некоторых цехах контроль за состоянием рабочих мест возложен на контрольный аппарат. Критерии: Плохо: грязное рабочее место и беспорядок Удовлетворительно: по чистоте и порядку Отлично: образцовая чистота и порядок
Контролер не принимает деталей, если рабочее место не в порядке. Это также эффективный метод борьбы за чистоту и порядок на рабочих местах.
Опыт подсказал целесообразность введения в цехах по каждой группе мастера «графиков чистоты и порядка на рабочих местах» (рис. 86). Графики заполняются в конце недели; в них отмечается состояние рабочего места каждого рабочего. Отметки ведет член цеховой комиссии по культуре труда. Графики вывешиваются на участке; черным карандашом отмечаются рабочие места, на которых грязь и беспорядок, желтым – рабочие места, состояние которых удовлетворительное, и красным – образцовые рабочие места.
При введении графиков, как показала практика, большое значение имеют сатирические заметки и рисунки в стенной печати. Заключительной частью работы является закрепление научной организации труда на рабочих местах.
Прочитав данные строки, возникает вопрос: Почему при наличии подобных знаний и опыта в большинстве случаев на территории наших рабочих мест грязь и беспорядок?
Руководители ссылаются на недостаток людей, времени, на план и много разных отговорок. Гоняются за западными или восточными методами по решению данной проблемы: лин-технологии, инструменты 5С, бережливое производство, производственная система Тойота, кайдзэн, а воз и ныне там…
На мой взгляд, важно то, что конкретно хочет тот или иной руководитель, что для него важно и насколько он осознает значимость дисциплины в отношении себя, порядка и чистоты своего места, в отношении своего коллектива, своего дела, своей компании.
Значимость данного понимания подтверждают слова великого полководца А.В. Суворова: «Дисциплина – мать победы!»
Поэтому задумайтесь, как вы хотите работать дальше в грязи и хаосе или в образцовой чистоте и порядке. В любом случае решать вам, а как это сделать – читайте данную статью!
С уважением, Александр Ширинкин