Center Kaizen > База знаний > Публикации > Кайдзэн и японские туалеты: что общего

Немецкие исследователи подсчитали, что человек из 70 лет жизни 6 месяцев проводит в туалете. Правда, при этом они не удосужились вопросом, а насколько комфортно протекает такое времяпровождение. Большинство россиян, наверное, даже не знают, какие инновационные идеи уже реализованы в туалетном деле в Японии. У нас революция произошла — а где-то это еще и происходит — в смене туалета типа сортир в виде отдельного строения на улице на унитаз в теплом помещении. И все остановилось на месте — дальнейшей эволюции нет — меняется только декор помещения, размеры и формы места для сидения…..

В Японии туалеты эволюционировали постепенно — в стиле кайдзэн или постоянного совершенствования. Я наблюдал за этим в течение тридцати лет с момента моего первого приезда в Японию. Жителям Страны восходящего солнца свойственно умение договариваться друг с другом, уметь думать и предвосхищать желания других людей, что связано с ограниченностью пригодных для жилья равнинных мест в этом островном государстве. Поэтому так много инновационных клиентоориентированных продуктов и идей появляется в Японии.

Первый кайдзэн был сделан, когда некий менеджер компании по производству сантехники задумались над тем, что, кроме унитаза, стульчика, крышки и сливного бачка, может предложить их компания клиенту. И вот появилась первая идея — сделать стульчак, подогреваемый до температуры человеческого тела, а это весьма актуально в Японии зимой в отсутствии центрального отопления.

Запустился дальнейший кайдзэн — мягкое освещение вокруг унитаза с сенсором движения, чтобы не включать яркое освещение, если вдруг приспичило ночью. Затем полет изобретательской мысли воплотился в начале 90-х годов в системе подмыва загрязнившихся в ходе естественных дел частей тела с помощью телескопического душа-биде, который управляется с помощью пульта дистанционного управления. Кайдзэн продолжался —  появилась регулировка температуры воды, силы ее напора, возможность регулирования расстояния до места помывки, добавился фен, автоматическое открытие крышки при приближении, практически мгновенный обогрев помещения в холодное время года, автоматический смыв — причем для экономных японцев есть опции — можно определить количество воды для легкого и тяжелого случая.

Теперь человек в японском клиентоориентированном туалете сосредотачивается только на своей основной цели, а унитаз делает все остальное — включает свет, открывает крышку, омывает чашу, включает вытяжку, подогревает стульчак, омывает и сушит интимные места, смывает, закрывает крышку….

Любой европеец, попадающий впервые в Японию, получает своеобразный культурный шок, когда он решает первый раз воспользоваться туалетом в аэропорту или гостинице, от обилия функций японского унитаза, который вначале ему представляется как пугающий интеллектуальный туалетный монстр.

Всякий раз, когда мы встречаем группу из России в аэропорту «Нарита», я вижу несколько ошарашенный вид человека, который выходит из туалета — как вы всем этим пользуетесь. Один из первых вопросов — как остановить воду, которую многие не решились использовать для подмыва. А здесь реализован один из важных инструментов бережливого производства или Производственной системы Тойоты — пока-ёкэ (защита от непреднамеренной ошибки оператора или встраивание качества в процесс) — при вставании со стульчака срабатывает сенсор, автоматически останавливающий подачу воды. По прошествии недели участники всех наших бизнес-туров на вопрос, что их больше всего поразило в Японии, отвечают, что, конечно, организация производства на Тойоте и ее поставщики, а в бытовом плане — туалеты, которые постоянно совершенствуют в духе кайдзэн.

Увидеть все своими глазами можно в нашем ежегодном бизнес-туре в Японию.

Последние публикации
Ассессмент и развитие компании При обучении и развитии сотрудников компании часто смещают акцент на профессиональные компетенции (hard skills),забывая о том, что если не прокачивать необходимые для данной должности личностные компетенции, то даже при высоком уровне экспертности, сотрудники будут неэффективны при выполнении поставленных задач.
«От эффективных лин-процессов- к идеалам операционной системы» Итоги международной лин-конференции
Наведение порядка и чистоты на рабочих местах. 1968 год. Из далекого 1968 года. Глава из книги «Культура и научная организация труда на рабочем месте», Б.И. Тенета, 1968 год.