Center Kaizen > Без рубрики > TWI в корпорации LEGO: по каким критериям оценивают наставников

Вашему вниманию предлагается еще один отрывок из книги “Создание глобальной обучающей организации” (предыдущую статью “TWI в корпорации LEGO: как построить глобальную обучающую организацию” можно прочитать здесь). Книга описывает процесс разработки и внедрения единой методологии обучения на производстве в LEGO Group на площадках Дании, Венгрии, Мексики и Чехии. Эта амбициозная задача была выполнена благодаря технологии TWI, взятой за основу выстраиваемой системы внутреннего обучения.

Успех этого проекта во многом зависел от подбора и подготовки правильных людей в роли тренеров и наставников. На эти позиции был объявлен внутренний конкурс. Все кандидаты, подавшие заявку, проходили через процедуру структурированного интервью и выполнения нескольких практических заданий. Ниже дается перечень компетенций, которые оценивались у претендентов.

Данная таблица будет интересна не только читателям, уже знакомым с модулями TWI, но любому руководителю или специалисту, решающему задачу по выбору сотрудника на роль наставника. Однако, чтобы познакомиться с методикой TWI и уточнить для себя некоторые используемые в тексте термины, такие как “важный шаг” и “ключевая точка”, мы рекомендуем для начала прочитать статью “Как провести производственный инструктаж по методологии TWI”. 

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВНУТРЕННИХ ТРЕНЕРОВ И НАСТАВНИКОВ В LEGO GROUP

КОГНИТИВНЫЕ НАВЫКИ

Навыки наблюдения и анализа. Внимание к деталям.

Определение: Способность думать структурированно и системно. Способность собирать информацию, объединять части в логическую и понятную систему и затем доносить эту информацию структурированным, понятным способом.
Описание шкалы и критериев с точки зрения поведенческих характеристик
Не достаточно Средний уровень Великолепно
Не способен понять суть операции рабочего процесса и функции конкретного Важного шага, Ключевой точки и важность Причин ключевой точки Более или менее способен понять операцию рабочего процесса и некоторые функции конкретного Важного шага, но в меньшей степени важность Причин ключевой точки

 

Полностью понимает операцию рабочего процесса и функции конкретных Важных шагов и Ключевых точек и осознает важность Причин ключевых точек

 

Не уделяет должного внимания получению и презентации информации эффективным способом Иногда уделяет внимание получению и презентации информации эффективным способом, а иногда может отнестись к этому халатно Всегда уделяет внимание получению и презентации информации эффективным способом
Путает, упрощает или даже пропускает важные детали в процессе (Важные шаги, Ключевые точки, Причины ключевых точек); следовательно, он не эффективен при передаче знания Важные шаги, Ключевые точки и Причины ключевых точек процесса упоминает и презентует понятным способом и в правильном порядке Все Важные шаги, Ключевые точки и Причины ключевых точек процесса озвучивает и презентует однозначно понятно и всегда в правильном порядке
Может растеряться от уточняющих вопросов; не уверен в корректности информации, которую донес Иногда может теряться от уточняющих вопросов, но уверен в корректности информации, которую донес Не теряется от уточняющих вопросов; абсолютно уверен в корректности информации, которую донес

КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ

Вербальная коммуникация

Определение: Способность передавать или сообщать информацию другому человеку вербально.
Описание шкалы и критериев с точки зрения поведенческих характеристик
Не достаточно Средний уровень Великолепно
Коммуницирует плохо; не способен сформулировать свои мысли; не понятен смысл озвученного Коммуникация на среднем уровне; обычно способен озвучить свои мысли и понятно формулировать вопросы Великолепный коммуникатор; выражает свои мысли абсолютно четко и ясно
Доносит информацию путано, нечетко, его трудно понять; допускает ошибки формального характера Обладает средним словарным запасом, но не владеет и не применяет дополнительные инструменты для более эффективной коммуникации Пользуется широким спектром вербальных и невербальных инструментов (повторение, яркий словарный запас, интонации, ударение и громкость, контакт глазами, выразительные жесты и т.д.) для более эффективной коммуникации; способен подстраивать свой личный стиль взаимодействия под характеристики партнера
Дополнительные критерии оценки вербальной коммуникации, на которые рекомендуется обратить внимание:

структурированность (четкость и доступность для понимания)

содержание (насыщенность, точность в мелочах, конкретность информации)

внешние признаки передачи информации (словарный запас, артикуляция и произношение, грамматически правильная формулировка)

Невербальная коммуникация

Определение: способность передавать свое отношение и эмоциональное состояние (эмоции и чувства) другим людям с помощью инструментов невербальной коммуникации, таких как язык тела (мимика, жесты), модуляции голоса (интонация, громкость, ударение, ритм) и дистанция (управление личным пространством)
Описание шкалы и критериев с точки зрения поведенческих характеристик
Не достаточно Средний уровень Великолепно
Редко демонстрирует сигналы невербального поведения применительно к содержанию своей вербальной коммуникации Обычно демонстрирует сигналы невербального поведения применительно к содержанию своей вербальной коммуникации Всегда демонстрирует сигналы невербального поведения применительно к содержанию своей вербальной коммуникации
Его эмоциональные состояния не соответствуют партнеру и ситуации. Кандидат не вызывает доверия, скорее производит впечатление не честного и вводящего в заблуждение Его эмоциональные состояния временами кажутся сбалансированными и соответствующими ситуации, но периодически   наблюдается противоречие между вербальной и невербальной коммуникацией Его эмоциональные состояния кажутся хорошо сбалансированными и соответствуют партнеру и ситуации. Он производит впечатление человека, которому можно доверять.
Дополнительные критерии оценки невербальной коммуникации, на которые рекомендуется обратить внимание:

Подстраивание к партнеру по содержанию и стилю (соответствие мыслей словам, соответствие стиля коммуникации особенностям поведения партнера)

Способность привлекать внимание (заинтересовать партнера темой разговора с помощью стиля общения)

Социально-эмоциональная коммуникация (способность привлекать к себе внимание других, сбалансированное эмоциональное состояние, контакт глаз, жестикуляция и т.д.)

СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА

Уважение к окружающим (включая взаимопомощь и адаптивность)

Определение: установка в отношении к другим людям (позитивное/негативное) и степень проявления внимания, заботы, участия об интересах и благополучии других. Это часто проявляется в форме сотрудничества и способности адаптироваться и подстроиться под существующие обстоятельства в соответствии с требованиями и нуждами окружающих.
Описание шкалы и критериев с точки зрения поведенческих характеристик
Не достаточно Средний уровень Великолепно
Отношение к окружающим обычно отрицательное, раздражительное или даже агрессивное. Не выказывает уважения при взаимодействии с другими людьми. Не заинтересован в формировании и поддержании сбалансированных и психологически комфортных отношениях с окружающими Уважительно относится к другим людям, вовлекая их в процесс взаимодействия
Не заботится о том, как помочь другим; часто отказывает в просьбах и иногда раздражается, теряя терпение Не выражает готовности помочь, однако, если попросить, то не откажет Выказывает искреннюю заботу о благополучии окружающих. Активно демонстрирует готовность помочь, даже если его об этом не просят открыто.
Никак не проявляет любопытства или заинтересованности в мнении партнера Проявляет некоторый интерес к мнению и взглядам партнера Пытается понять точку зрения партнера, сопереживает, старается принять во внимание его или ее запросы
Обычно отклоняет мнение партнера или даже ставит под сомнение его правомерность. Очевидно не склонен принимать во внимание и стараться понять чужую точку зрения Выражает свое понимание, но это не отражает истинное сопереживание Обращает свое внимание на других и внимательно слушает их точку зрения. В основном его отношение к людям характеризуется добротой, терпением, принятием, толерантностью и почтительностью.
Заботится только о своих собственных интересах и предлагает решения, которые противоположны нуждам других Делает попытки отыскать выгоду, учитывающую цели и интересы всех участников, способен принять соответствующее предложение Всегда ищет решения, которые будут выгодны всем участникам

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ И ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА

Уверенность в себе и лидерские качества (включая также способность оказывать влияние на других)

Определение:Способность доносить свое намерение и убеждать других в различных ситуациях. Реализуя личные цели, способность вести за собой группу людей, готовность быть лидером команды, готовность и способность оказывать влияние на других.
Описание шкалы и критериев с точки зрения поведенческих характеристик
Не достаточно Средний уровень Великолепно
Не способен повлиять на взгляды других с помощью убеждения; терпит неудачу склоняя других людей к какой-то идее или концепции Успех в убеждении других людей в своих идеях переменный; кандидат использует некоторые приемы убеждения, но их не так много и его терпения не хватает надолго, особенно если чувствуется сопротивление Способен склонить других на свою сторону, применяя навыки убеждения (разъяснения, подход к теме с разных точек зрения, ссылка на разумные доводы и собственный опыт и т.д.)
В большинстве случаев его действия и поведение демонстрируют нерешительность, двусмысленность и отсутствие уверенности в себе Демонстрирует средний уровень уверенности в себе при необходимости отстаивать свои интересы, иногда проявляет нерешительность, высказывая свое мнение Отличается уверенностью в себе, активной позицией и решительно высказывает свое мнение
Не заинтересован в том, чтобы тратить энергию на отстаивание своих интересов; обычно отказывается от своих намерений, сталкиваясь со сложностями Колеблется отстаивать свои интересы, особенно когда чувствует сопротивление. Но выгодную для себя ситуацию берет под контроль. Есть мотивация и энергия, чтобы убедить в своих интересах, даже если чувствует сопротивление со стороны партнера
Не заинтересован и не способен руководить другим человеком или группой людей; предпочитает занимать пассивную позицию исполнителя Демонстрирует изменчивость в желании и способности руководить другим человеком или группой людей; иногда склонен указывать другим направления деятельности и давать инструкции, но может и упускать это из-под своего контроля Склонен использовать шанс в руководстве другим человеком (или конкретной группой людей) для достижения целей, которые в целом выгодны для обоих

ОТНОШЕНИЕ К РАБОТЕ

Мотивация на результат (включая целеустремленность и ответственность)

Определение: Способность целеустремленно двигаться к желаемому результату собственными силами, самомотивация на достижение результата, способность брать ответственность за свои действия.
Описание шкалы и критериев с точки зрения поведенческих характеристик
Не достаточно Средний уровень Великолепно
Прилагает минимальные усилия для достижения приемлемых показателей Прикладывает усилия, достаточные для достижения средних результатов Вкладывается в работу для достижения высоких показателей
Не настойчив в достижении своих целей, когда сталкивается с трудностями В некоторой степени кандидат пытается перетерпеть и справиться с трудностями, но в конечном счете склонен все бросить и выбрать более легкий путь Настойчив в достижении своих целей, даже когда сталкивается с непредвиденными обстоятельствами; не пасует перед трудностями; усердно работает над достижением личных целей
Не ставит перед собой мотивирующих целей; обычно определяет планируемый результат ниже уровня своих компетенций, что говорит о низком уровне стремления к достижению Ставит реалистичные цели, соответствующие своим способностям, но эти цели не мотивируют кандидата на улучшение результата Способен ставить реалистичные и амбициозные цели, обеспечивающие соответствующий уровень достижений
Не чувствует ответственности за решения, принимаемые в конкретных ситуациях и отказывается разделять ответственность за общий конечный результат Удовлетворен решением, если оно привело его к благоприятному результату, берет ответственность только за свои успешные и выгодные действия; не готов нести ответственность за возможные ошибки Гордится собой; чем лучше результат, тем больше мотивация на достижение; готов брать ответственность за свои действия

СТРЕМЛЕНИЕ К ПОЗНАНИЮ

Жажда знаний и инициатива

Определение: стремление вкладывать энергию и демонстрировать активность на всем протяжении выполнения задания или решения проблемы. Это включает в себя также желание поставить под сомнение данную ситуацию и существующие точки зрения, задаваясь вопросами, которые в перспективе могут привести к сдвигу в работе.
Описание шкалы и критериев с точки зрения поведенческих характеристик
Не достаточно Средний уровень Великолепно
Не играет активную роль в определенной ситуации; большую часть времени занимает пассивную позицию; не делится своими мыслями и идеями с другими и редко задает вопросы Уровень инициативности варьируется; иногда готов делиться своими мыслями, но бывает, что высказывает свое мнение, только если его спросить Инициативность демонстрирует на постоянной основе: задает уточняющие вопросы, делится идеями, аргументированно высказывает свое мнение
Для него не имеет значения является ли он участником данной ситуации, вносит ли какой-то личностный и профессиональный вклад в конечный результат и при принятии решения Уровень вовлеченности в ситуацию может меняться: то принимает активное участие, то становится скупым на действия Жаждет принимать активное участие в ситуации, применяя свои знания и навыки
Редко отстаивает свою точку зрения и не задает уточняющих вопросов по другим предложениям Обычно приводит доводы и аргументы в пользу своей точки зрения, но реже задает уточняющие вопросы по другим предложениям Не боится ставить под сомнение другие точки зрения, чтобы найти максимально эффективное решение и избежать возможных ошибок
Его предложения и идеи расплывчатые и часто не по теме Его предложения в некоторой степени схематичные, консервативные и обобщенные Его мысли и идеи обычно существенные, креативные и аутентичные
В ситуации изменений реагирует медленно, его комментарии немногословные и несущественные Реагировать на изменение ситуации может по-разному; реакция замедлена, но принимает участие, если надо дать пояснения и комментарии В ситуации внезапного изменения реагирует мгновенно и профессионально

В данной статье вы познакомились с компетенциями, которые корпорация LEGO считает необходимыми для своих внутренних тренеров и наставников.

 ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНЫЙ ДОСТУП К ОБУЧЕНИЮ TWI

При необходимости вы можете заказать консультационную поддержку нашего эксперта. Мы поможем вам разработать критерии оценки по тем компетенциям, которые важны именно вашей компании, а также провести оценку ваших сотрудников и подобрать правильную команду.

Заказать консультацию можно по телефону 8-800-333-22-90 или по электронной почте: tps@center-kaizen.ru

Статья подготовлена на основе перевода отрывка книги  Patrick Graupp, Gitte Jakobsen, John Vellema  “Building a global learning organization. Using TWI to succeed with strategic workforce expansion in the LEGO group.” Все права защищены и принадлежат Центру “Кайдзэн”

Последние публикации
Пока-ёкэ. Выявление и устранение производственного брака. Потери на производстве в любом своем виде невыгодны ни компании, ни покупателям
«От эффективных лин-процессов - к идеалам операционной системы» Итоги международной лин-конференции
Наведение порядка и чистоты на рабочих местах. 1968 год. Из далекого 1968 года. Глава из книги «Культура и научная организация труда на рабочем месте», Б.И. Тенета, 1968 год.