Center Kaizen > Без рубрики > Как провести производственный инструктаж по методологии TWI

Занимаясь обучением сотрудников предприятий уже более десяти лет, я протестировала различные технологии передачи знаний и умений. Каждая из них имеет своей целью сократить время на обучение, повысить усваиваемость материала и облегчить освоение конкретных инструментов на практике. Однако, чтобы получить максимальный эффект, необходимо виртуозно комбинировать методики, дополняющие друг друга, и корректировать их применение в зависимости от ситуации. Технология TWI обучения на рабочем месте потрясла меня своей полнотой и завершенностью. Она включает основные принципы наставничества, взятые из лучших практик, опробованных в ведущих отраслях, и может служить основой для обучения работников практически в любых ситуациях. Это очень логичный и выверенный до мелочей алгоритм, в котором нет ни одного лишнего пункта. Не случайно эта технология используется Toyota Motor, BMW, Boeing, LEGO и другими мировыми производителями как базис системы обучения и развития персонала, не претерпев при этом с сороковых годов прошлого века, практически, никаких изменений.

TWI — это система подготовки линейных руководителей и наставников, состоящая из трех модулей:

Модуль 1. Как провести производственный инструктаж.

Модуль 2. Как устранить потери и усовершенствовать операции.

Модуль 3. Как решить проблему во взаимоотношениях с сотрудниками.

В этой статье вы познакомитесь с пошаговым алгоритмом проведения обучения. Он состоит из двух блоков: подготовка к проведению обучения (инструктажу) и 4-х шаговый алгоритм проведения обучения (инструктажа).

Если вы хотите получить более полную и развернутую информацию о системе TWI, а также научиться правильно ее использовать и внедрять, то приглашаем вас к нам обучение.

 

 

Блок 1. Подготовка к проведению производственного инструктажа по технологии TWI

Предварительная подготовка занимает в среднем 30-40 минут, но в разрезе качественного освоения навыка позволяет сэкономить время самого обучения на 2-3 дня.

029d7991ef2ca800275b28cae90346ac-1053335

 

1.    Составьте расписание. Определите, каким навыкам и к какому сроку необходимо обучить сотрудников.

Обучение персонала на рабочем месте не должно проходить от случая к случаю. Процесс обучения должен быть системным и запланированным. Для того, чтобы наставник мог встроить обучение сотрудников в свой функционал, необходимо иметь перед глазами информацию: КОГО нужно обучить, КАКОЙ ОПЕРАЦИИ нужно обучить и К КАКОЙ ДАТЕ это необходимо сделать. Самый удобный инструмент для составления расписания — матрица компетенций.

e96923b06cc4446e4e3f8b638ed70f17-3762873

2. Сделайте описание операции. Выделите основные шаги и ключевые точки.

Обычно нам не приходит в голову «обдумать» операцию до того, как проводить по ней обучение работника. Мы профессионалы. Мы знаем эту операцию “от и до”. Мы выполняем ее много лет. Мы так хорошо знаем операцию, что не думаем о том, как донести это знание до других. Но в результате мы пропускаем какие-то важные моменты, на которых потом «споткнется» ученик. Чтобы последовательно передать всю нужную информацию ученику, необходимо сначала структурировать операцию в голове у наставника. Это легко можно сделать, заполнив бланк «Описание операции».

2ffda09c9b2e2df3e9bf03b6f0b53792-7914648

Бланк состоит из трех столбцов:

 

  • Важный шаг операции — логический элемент операции, на котором происходит что-то, что продвигает выполнение операции. Важный шаг операции отвечает на вопрос “ЧТО делаем?”

 

 

 НАПРИМЕР: вставить батарейку, отрезать кабель, установить деталь.

 

 

  • Ключевая точка — все, что может повлиять на результат операции, нанести вред работнику, облегчить выполнение операции («сноровка», «хитрые приемы», специальная информация и т.д.). Ключевая точка важного шага операции отвечает на вопрос “КАК делаем?”

 

 

 

 

 

 НАПРИМЕР: вставляя батарейку, необходимо совместить + и -; когда режете держите нож по направлению от себя; установите деталь до упора.

 

 

 

 

 

 

  • Объяснение ключевой точки — причина, по которой ключевая точка важна.

 

 

 

 

 НАПРИМЕР: вставляя батарейку, необходимо совместить + и -, иначе устройство работать не будет; когда режете держите нож по направлению от себя, иначе можете себя травмировать; установите деталь до упора, так она будет закреплена, не вывалится и не приведет к дефекту продукта.

 

 

 

 Часть: двужильный сетевой шнур  Операция: завязывание противопожарного узла
 Важные шаги  Ключевые точки  Объяснение
 (1) Расплести и распрямить шнур 15 см от края  не хватит или перерасход
 (2) Сделать петлю правым проводом перед основным проводом  не завяжется
 (3) Сделать петлю левым проводом подтянуть к себе
провести под узлом
позади основного шнура
 не завяжется
 (4) Продеть левый провод через правую петлю сзади-вперед  не завяжется
 (5) Затянуть узел выравнивая петли  развяжется

Цель описания операции — помочь наставнику структурировать операцию в своей голове. Потом, в процессе подготовки персонала к работе по четырехшаговой технологии, наставник также четко и системно передаст информацию ученику. Описание операции помогает научить сотрудника выполнять работу. Если наставник не может научить с помощью сделанного им описания, то проблема не в ученике, а в описании.

3. Приготовьте все необходимое: инструменты, оборудование, расходные материалы и пособия для обучения.

 

Представьте ситуацию, когда вам приходится постоянно прерываться от самого процесса обучения работника на поиск нужных инструментов и подготовку оборудования. Время на обучение растягивается.  В голове ученика теряется логическая цепочка событий. Когда вы дошли до конца операции, он с трудом может вспомнить с чего она начиналась. Из-за этого время на обучение растягивается еще больше. Поэтому подготовьте заранее все, что вам понадобится, включая средства индивидуальной защиты.

 НАПРИМЕР: для обучения операции “Завязывание противопожарного узла” вам понадобятся коробка с материалами (двужильные сетевые шнуры), пустая тара для готовой продукции, карточка “Проведение инструктажа”, описание операции “Завязывание противопожарного узла”.

4. Организуйте рабочее место правильно и таким образом, как должен будет его организовывать ученик.

 

Наставник должен стать для каждого рабочего примером того, как делать правильно. Недостаток каких-либо материалов или «упущение» чего-либо говорят о неудовлетворительных стандартах работы. Неправильная постановка станка, либо беспорядок в ящике с инструментами, либо заваленный бумагами стол, либо любая другая «оплошность» представляют собой плохой пример для сотрудников. Эти нюансы часто относят к незначительным, так как они кажутся малозаметными и неважными. Но дьявол, как известно, кроется в мелочах. В будущем это приведет к тому, что сотрудник перенесет эту картину мира на свое рабочее место. Многие проблемы, связанные с отсутствием порядка на рабочем месте или с неиспользованием средств индивидуальной защиты, уходят корнями в организацию обучения, когда не была привита соответствующая привычка. Мы всегда должны выделять время на то, чтобы показывать сотрудникам хороший пример. Именно это обязаны делать руководители и наставники при выполнении своей работы.

Блок 2. Проведение производственного инструктажа по технологии TWI

Разберем саму 4-х шаговую технологию проведения обучения на рабочем месте.

52fb67b12c400b79e4816f3601d9122d-6171250

ШАГ 1 — Подготовка ученика

От того насколько тщательно мы проработаем ШАГ 1 будет зависеть не только эффективность проводимого нами сейчас обучения, но и эффективность выполнения впоследствии учеником данной работы.

 

С чего же имеет смысл начать?

 

1. Создайте непринужденную атмосферу

 

Поздоровайтесь, улыбнитесь, спросите: “Как дела?”, скажите пару ободряющих фраз. Попробуйте почувствовать настроение ученика. Он сейчас нервничает, не уверен в себе, раздражен, злится? Какую реальность он принес с собой на занятие? Если ученик испытывает какие-то негативные эмоции — это повлияет на процесс обучения.  Задача наставника — создать психологически комфортную атмосферу и настроить ученика на работу здесь и сейчас.

 

 

ПРИМЕР: Здравствуйте, Сергей! Рада Вас видеть! Ну как Вам у нас в цехе? С ребятами уже познакомились? …Вам у нас понравится. Коллектив у нас очень хороший. …На Вас дали отличные рекомендации — мы рады, что в нашем полку прибыло! …Как Вы знаете, наш цех занимается сборкой осветительной арматуры. В качестве первой части этой работы Вам надо научиться завязывать противопожарный узел.

 

 

2. Выясните, что он уже знает об этой работе

 

Наше представление об уровне знаний ученика может отличаться от реальности. Нам кажется, что такие азы он априори должен знать и сразу даем “продвинутый” уровень, но натыкаемся на полный непонимания взгляд. Или начинаем “на пальцах” раскладывать операцию, а потом выясняется, что ученик хорошо с ней знаком и достаточно было просто разобрать несколько специфических моментов. В обоих случаях мы потеряем время. Нам необходимо выяснить объем знаний ученика, чтобы определить объем информации, которую ему нужно дать во время занятия.

 

 

 ПРИМЕР: Вы когда-нибудь раньше уже выполняли подобную работу — завязывали противопожарный узел?

 

 

3. Заинтересуйте ученика в выполнении данной работы

 

Незамотивированный ученик — значит невнимательный ученик. Как результат — длительный цикл обучения и некачественное выполнение работы.

 

Объясните, почему научиться выполнять данную операцию в его интересах.

a58e32ca5d3a26b0985119f9cc8672c6-2031405

 ПРИМЕР: Вот так выглядит готовый узел. Он работает для ослабления   натяжения     проводных соединений в электрической   арматуре. Если плохо его   завязать, может   произойти короткое замыкание и пожар. Поэтому всегда надо   помнить, что от того   насколько качественно мы выполняем эту, казалось бы,   простую операцию ни много   ни мало зависят жизни людей.
(Одним из способов мотивации является, в хорошем смысле слова, “нагрузить”   ученика ответственностью).

 

4. Помогите ученику занять правильное положение

Вероятно, ученик стоит слишком далеко и ему плохо слышно то, что вы объясняете. Возможно, он наблюдает за процессом в зеркальном отображении. Может быть ему что-то закрывает обзор. Сам ученик может просто постесняться озвучить проблему. Задача наставника проконтролировать, что ученик находится в правильном месте и в правильной позиции, ему хорошо видно и слышно. В противном случае это повлияет на продолжительность и качество обучения.

 

 

 ПРИМЕР: Встаньте пожалуйста справа от меня. Вам так будет лучше видно. Иначе я левой рукой буду загораживать Вам обзор.

 

 

 

ШАГ 2 – Презентация операции

Наставник презентует операцию ученику два раза. Первая демонстрация помогает запомнить пошаговое выполнение. Вторая — дает понимание сути операции и добавляет осознанности к ее выполнению.

 

1. Расскажите и покажите каждый важный шаг по отдельности

 

Сначала вы просто показываете и озвучиваете последовательное выполнение операции, без какой-либо дополнительной информации: делай раз, делай два, делай три — получаешь запланированный результат. То есть, в данном пункте вы озвучиваете информацию из первого столбца вашего “Описания операции” — “Важные шаги”. И параллельно демонстрируете саму операцию. Иными словами, вы рассказываете и показываете, ЧТО мы делаем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 ПРИМЕР: Сначала расплетите и выпрямите провод. Затем сделайте петлю правым проводом. Затем сделайте петлю левым проводом. Теперь пропустите конец левого провода через правую петлю. И затяните узел. (Параллельно происходит демонстрация операции)

 

 

 

 58a05411acb9125808cc8eddbdc625c5-6326392  6c808ce20f3a336ec02abb7245cd84e1-7230135  fd38e4b1ef46adbf336ac2c685e60d65-5483902  a58e32ca5d3a26b0985119f9cc8672c6-2031405

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сейчас нам важно, чтобы ученик запомнил последовательность выполнения. Мозгу проще усваивать информацию по частям. Именно поэтому мы не даем ученику весь объем сразу. Он сначала запомнит порядок выполнения — ЧТО мы делаем. Следующая порция информации естественным образом уляжется на уже существующую.

 

2. Покажите операцию повторно, выделив каждую ключевую точку

 

Вслед за первой презентацией сразу же идет вторая. Теперь вы снова демонстрируете выполнение операции, добавив информацию по ключевым точкам и их объяснению. То есть вы повторяете все то же самое, что делали и говорили перед этим, но в том числе обращаете внимание ученика на ключевые моменты выполнения каждого элемента и объясняете их значение. Из “Описания операции” вы озвучиваете уже все три столбца: ЧТО мы делаем, КАК мы это делаем и ПОЧЕМУ делаем это именно таким образом.

 

 

 

 ПРИМЕР: Расплетите и выпрямите провод таким образом, чтобы получилась галочка. Держите его вертикально в левой руке в месте соединения.  Обратите внимание, что расстояние от конца провода около 15 см. Это важно. Потому что если провод будет меньше – его не хватит для скрепления, если больше – перерасход материала.

Затем сделайте петлю из правого провода. Для этого двигайте провод по часовой стрелке так, чтобы он оказался поперек основного провода. Иначе узел просто невозможно будет завязать.

Следующий шаг — сделайте петлю из левого провода. Для этого нужно потянуть провод к себе и провести его под узлом позади основного провода. Если мы сделаем как-то по-другому, узел не завяжется.

Следующий шаг — протяните конец левого провода через правую петлю. Ключевой момент в том, что это необходимо сделать по направлению сзади — вперед. Иначе узел не завяжется.

И последнее — затяните узел. Когда мы его затягиваем, пальцами левой руки придерживайте и выравнивайте петли, чтобы узел получился аккуратным и плотно прилегал к основному проводу. Если мы этого не сделаем, то впоследствии он может развязаться, что приведет к короткому замыканию и пагубным последствиям. (Параллельно происходит демонстрация операции).

 

 

 

 

3. Инструктируйте медленно, четко, детально и терпеливо. Не давайте больше материала, чем ученик может усвоить за один раз

 

Не случайно специалисты TWI выводят это отдельным пунктом. Каждый, кто хоть раз побывал в роли наставника, знает, насколько это непростой труд. Ученики бывают очень разные: с разными интеллектуальными способностями, с разной скоростью мышления. Бывают моменты, когда в ходе инструктажа наставник начинает испытывать злость или раздражение. Позволить этим эмоциям выплеснуться наружу означает нанести урон процессу обучения. Во-первых, ученик сразу замкнется в себе и перестанет воспринимать информацию. Во-вторых, излишняя эмоциональность наставника — сигнал о допущенных им ошибках. ЕСЛИ УЧЕНИК НЕ НАУЧИЛСЯ, ЗНАЧИТ УЧИТЕЛЬ ЕГО НЕ НАУЧИЛ. И если ученик не понимает, значит наставник что-то делает неправильно. Не ученик виноват, а наставник ошибся. Надо понять, где именно и исправить ситуацию.

 

Наставнику необходимо быть терпеливым. Спокойно и структурировано доносить информацию. А также отслеживать оптимальный объем знаний, который он передает ученику. Если вы видите, что ученик “поплыл” и не воспринимает материал — разбейте операцию на несколько частей и проработайте каждую по очереди. Один из принципов технологии TWI — это обучение “малыми дозами”, каждая из которых тщательно разбирается. Именно это позволяет усвоить нужный материал в короткие сроки. Попытка “впихнуть” в ученика за раз больший объем информации, чем он может усвоить, приведет только к увеличению времени на обучение.

 

ШАГ 3 – Пробное выполнение

 

ШАГ 3 повторяет по своей логике ШАГ 2 и направлен на усвоение учеником новых данных.

 

1. Проверьте ученика, попросив его выполнить операцию. Исправьте ошибки, если они были

 

Сначала попросите ученика повторить последовательность выполнения операции как он запомнил. Нам важно, чтобы сейчас сработала мышечная память, запомнилась повторяемость определенных действий: делай раз, делай два, делай три. Останавливайте его каждый раз, как только он допустит ошибку или сделает неправильное движение, и сразу исправляйте. Таким образом не корректный способ выполнения операции не откладывается в памяти. Ученик с первого раза запоминает как делать правильно.

 

Он должен четко повторить то, что вы ему только что показали на Шаге 2. Если вы видите, что он растерялся, то продемонстрируйте ему выполнение операции еще раз. И вновь попросите его повторить. И так до тех пор, пока его движения и их последовательность не будут абсолютно правильными.

 

ПРИМЕР: Покажи пожалуйста, как ты запомнил, что нужно делать.

 

 

d9c867c1716d6f22569c7d16bac14851-6838672

 

 

2. Попросите ученика повторно выполнить операцию, перечислив важные шаги и объяснив все ключевые точки

 

Теперь попросите ученика комментировать свои действия. Пусть он проговаривает ЧТО он делает, КАК делает и ПОЧЕМУ он делает это именно так. Сейчас нам важно, чтобы он не просто запомнил последовательность действий, а осознал смысл каждого из них. Если он будет механически выполнять один элемент за другим, то, отвлекшись на что-нибудь, легко допустит дефект и даже не заметит этого. Если же выполнение операции будет осознанным, то риск совершения ошибки будет минимизирован.

 

В случае, когда ученик не проговаривает ключевые точки или не объясняет их, задайте ему вопросы, начинающиеся с «почему», «как», «где», «когда», которые требуют конкретного объяснения. Продолжайте расспрашивать, что он делает и зачем, пока не будете уверены, что он знает и понимает операцию.

 

Не забывайте хвалить ученика, когда он делает и объясняет правильно.

 

На ШАГЕ 3 работник повторяет операцию столько раз, сколько наставник посчитает необходимым. Есть только один ответ на вопрос, сколько времени нужно уделить ШАГУ 3: продолжайте, пока не уверены, что он знает. Это минимум 2, а максимум может быть 5, 6 или более раз.

 

 

ПРИМЕР: Отлично, у тебя очень хорошо получается! А теперь я попрошу тебя повторить все сначала и параллельно рассказывать мне все, что ты делаешь и почему. Мне важно убедиться, что ты не просто запомнил последовательность, но что ты при этом осознанно выполняешь каждое действие и понимаешь почему это надо делать именно таким образом.

 

 

 

ШАГ 4 – Контроль

 

ШАГ 4 не менее важен, чем все предыдущие. Он помогает ученику обрести уверенность в своих силах в отсутствии наставника. А также призван проработать все проблемные моменты, которые вылезают на поверхность с течением времени и были упущены на ШАГЕ 2 и 3.

 

1. Позвольте ученику поработать самостоятельно. Обозначьте к кому он, при необходимости, может обратиться за помощью

 

Поставьте ученику конкретную задачу. Он уже способен качественно выполнить операцию под вашим присмотром, теперь важно убедиться, что он может это делать самостоятельно. Кроме того, сейчас настало время отработать скорость выполнения. Это особенно актуально, если компания работает в соответствии с временем такта. Однако, позволить ученику поработать самостоятельно не означает бросить его на произвол судьбы. Пока вас нет, у ученика могут появиться вопросы или он может столкнуться с проблемой. Ему придется либо дожидаться вас, либо пытаться справиться самостоятельно. В результате могут быть допущены ошибки, вопрос забудется, проблема потеряет актуальность и так и не будет решена, а в освоении учеником данной операции останется пробел. Наставник не должен допустить такой ситуации. Поэтому сообщите ученику к кому он может обратиться за помощью или советом в ваше отсутствие.

 

 

 ПРИМЕР: Ты молодец! Все делаешь правильно! Я могу тебя ненадолго оставить, поработаешь самостоятельно. Поскольку нам важно не только качественно выполнять эту операцию, но и делать это с определенной скоростью, тебе важно сейчас наработать навык. Тебе сегодня нужно будет завязать 150 узлов. Я сейчас отойду на 15 минут в соседний цех. Если запутаешься — обращайся к Евгению. Он опытный сотрудник, всегда поможет тебе при необходимости. Я через 15 минут вернусь, посмотрю, как у тебя дела.

 

 

 

2. Проверяйте как можно чаще. Поощряйте задавать вопросы.

 

Поначалу контролировать работу ученика нужно каждые 15-20 минут. Все сложности и проблемы всплывают как раз в начале самостоятельной работы. Важно их не упустить и проработать. И для этого поощряйте ученика задавать вопросы. Молодые неопытные сотрудники часто стесняются спрашивать, бояться показаться наставнику глупыми. Опытные работники тем более не хотят озвучивать вопрос, чтобы не выглядеть некомпетентными. Задача наставника снять эти страхи, объяснив, что глупо выглядит не человек, задавший вопрос, а человек, допустивший ошибку в результате того, что он этот вопрос не задал.

 

На данном этапе не должно остаться ни одного неотвеченного вопроса, ни одной не проработанной трудности, ни одного пробела.

 

3. Постепенно снижайте уровень контроля и доведите его до минимума, как только ученик приобретет достаточную квалификацию, чтобы работать самостоятельно.

 

Как только вы понимаете, что ученик способен выполнять данную операцию самостоятельно качественно и в нужном темпе, обучение завершено. По данной работе ученик превращается в сотрудника и ему можно выдавать производственное задание.

 

Решение о готовности ученика принимает исключительно наставник. Не надо задавать ученику вопрос: “Как ты считаешь, ты готов работать самостоятельно?” Тем самым вы перекладываете на ученика ответственность. Но она лежит на наставнике: как за сам процесс обучения, так и за принятие решения о готовности или неготовности ученика.

 

Использование самой технологии TWI обучения на рабочем месте плюс выполнение описания операций, на первый взгляд, занимают больше времени, чем хотелось бы. На самом деле именно за счет предварительной подготовки и правильно выстроенного алгоритма проведения инструктажа вы экономите время обучения в 2 раза. Руководители должны помнить и осознавать, что эти минуты способны позже сэкономить целые дни и недели, а также значительно снизить риск появления брака, срыва сроков и несчастных случаев.

 

В данной статье мы разобрали суть технологии TWI обучения на рабочем месте и рассмотрели ее на примерах.

 

Более подробно познакомиться с алгоритмом проведения инструктажа можно на открытом семинаре “TWI — система обучения руководителей и наставников на рабочем месте”.

 

 

 

Внедрение технологии TWI на своем предприятии начните с корпоративного обучения по модулю TWI — Производственный инструктаж.

 

 

 

При необходимости вы можете заказать консультационную поддержку эксперта в рамках проекта по внедрению TWI.

Если у вас появились уточняющие вопросы, пишите их, пожалуйста, в комментариях к этой статье — я отвечу. Также вы можете заказать часовую консультацию, в рамках которой мы вместе разберемся насколько технология TWI подходит для решения целей и задач вашей компании, и я дам вам рекомендации по дальнейшим действиям.

Заказать консультацию можно по телефону 8-800-333-22-90 или по электронной почте: tps@center-kaizen.ru

 

 

 

Статья написана по материалам TWI “Job Instruction. Session outline and reference material”. Все права защищены и принадлежат Центру “Кайдзэн”. 

Последние публикации
Пока-ёкэ. Выявление и устранение производственного брака. Потери на производстве в любом своем виде невыгодны ни компании, ни покупателям
«От эффективных лин-процессов - к идеалам операционной системы» Итоги международной лин-конференции
Наведение порядка и чистоты на рабочих местах. 1968 год. Из далекого 1968 года. Глава из книги «Культура и научная организация труда на рабочем месте», Б.И. Тенета, 1968 год.