Практика создания эффективной производственной системы: опыт, решения, примеры

Перспективные направления российско-японского экономического сотрудничества

Семинар провел руководитель Московского филиала Исследовательского института Номура (Япония) Ивао Охаси

19 мая 2010

19 мая 2010 г. Центр «Кайдзэн» совместно с Департаментом промышленной политики, инвестиций и предпринимательства администрации города Перми и Региональным объединением работодателей Пермского края «Сотрудничество» в конференц-зале объединения был проведен семинар «Перспективные направления российско-японского экономического сотрудничества и особенности делового взаимодействия с японскими бизнесменами».

Семинар провел руководитель Московского филиала Исследовательского института Номура (Япония) Ивао Охаси, который более 25 лет занимается развитием российско-японских экономических связей. 
В семинаре приняли участие 37 человек (собственники, топ-менеджеры, специалисты) из 27 компаний и организаций Перми. 
Семинар предоставил пермскому бизнес-сообществу возможность получить информацию о текущем состоянии российско-японских торгово-экономических отношений, познакомиться с конкретными примерами успешно реализуемых совместных проектов, получить рекомендации по налаживанию контактов с японскими партнерами и инвесторами, узнать об имеющихся механизмах и форматах содействия развитию российско-японских торгово-экономических связей.

И.Охаси подчеркнул, что текущая экономическая ситуация в Японии (сужение внутреннего рынка, усиление конкуренции со стороны новых международных игроков в тех сферах, где традиционно лидировала Япония и т.д.) стимулирует японский бизнес к более активному выходу на те зарубежные рынки, в т.ч. на российский, где есть большой потенциал быстрого роста экономики и покупательной способности населения.

Представитель Института Номура отметил, что японский бизнес в этих усилиях начинает выходить из Москвы и Санкт-Петербурга в регионы, привел конкретные примеры японских компаний, работающих в субъектах Федерации. Наибольшие ожидания японские компании связывают с сотрудничеством в области улучшения инфраструктуры (энерго- и водоснабжение, железные дороги, аэропорты, морские порты, новые транспортные системы, комплексы по контролю логистики), энергосбережения и защиты окружающей среды (комбинированные генераторы, использование ветровой энергии, кондиционеры воздуха нового поколения, печи для сжигания промышленных отходов, очистка воды, топливные элементы-ячейки), модернизация и внедрение инноваций в промышленность (производство автокомпонентов, модульное домостроение класса люкс, технологии «умного дома», увеличение эффективности и улучшение качества работы промышленных предприятий за счет использования японских технологий и методов организации производства).

Японец обратил внимание слушателей на то обстоятельство, что финансовые средства японских компаний и банков в отличие от Америки и Европы в основном служат для целей производства и продаж, а не для использования «денег для зарабатывания денег».

И.Охаси с учетом своего опыта рассказал об некоторых особенностях ведения бизнеса по-японски - принятие решений в японских компаний путем достижения консенсуса между управленцами среднего звена, а не топ-менеджерами; длительность принятия таких решений, но зато их быстрая и эффективная реализация. С большим интересом была воспринята информация о том, в каких случаях японская компания не станет инвестировать в зарубежные проекты (отсутствие указания на инициатора и ответственного лица, ясного бизнес-плана с четким графиком работ, прозрачной финансовой схемы, полных данных о фактическом владельце проекта; отказ от принятия на себя обязательств в первоочередном порядке и т.д.).

Лектор указал на два варианта поиска потенциальных партнеров в Японии: пассивном (путем размещения своих предложений в специализированных базах данных на сайтах Японской организации содействия внешней торговли, Российско-Японской организации по содействию торговле и инвестициям, Японского центра в Нижнем Новгороде) и активном (подготовка жизнеспособного бизнес-плана в соответствии с международными стандартами, сегментирование потенциальных партнеров путем изучения их глобальных стратегий, организация активных контактов с ними и т.д.).

В конце семинара и в ходе кофе-брейка лектор дал подробные ответы на многочисленные вопросы участников (о возможности строительства завода японской приборостроительной корпорации «Ёкогава» в Перми, о рекомендациях по установлению связей между РМЦПК с одной из японских бизнес-школ, о требованиях японских автоконцернов к российским производителям автокомпонентов, о возможностях изучения японского опыта организации производства на заводах «Тойота», об имеющихся в Японии технопарках медицинской промышленности, об опыте трансферта и коммерциализации научных разработок, о налаживании сотрудничества в области рационального природопользования и т.д.).

Справочно: Институт Номура - крупнейшая в Японии консалтинговая компания (количество сотрудников – более 6 тыс. чел.), оказывающая услуги в области менеджмента, дистрибуции, оценки крупных инфраструктурных проектов, проводящая анализ рынков и выработку стратегии для крупнейших японских компаний, а также правительств некоторых азиатских стран.

К списку новостей